Как защитить первоклассника от стресса? — DNA health
Magnemax

Как защитить первоклассника от стресса?

Для нас, родителей, подготовка ребёнка к первому классу, как правило, источник радости и гордости: ведь наш малыш делает ещё один шаг во взрослую жизнь, вступает в школьную пору, становится немного старше. однако не стоит забывать, что для ребёнка школа — это не только важнейший этап взросления, но и стресс. Подготовить к нему ребёнка — наша обязанность. о том, как правильно адаптировать первоклассников в школе, каковы причины возникновения стресса и как их предупредить мы попросили рассказать старшего научного сотрудника лаборатории специальной психологии и коррекционного обучения ФГАУ «национальный научно-практический центр здоровья детей» министерства здравоохранения РФ, кандидата психологических наук Свиридову Татьяну Васильевну и научного сотрудника лаборатории Буслаеву Анну Сергеевну.

— ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА, ПЕРВЫЙ ВОПРОС К ВАМ. ПОЯСНИТЕ НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА», «АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ»? КАКАЯ ОНА БЫВАЕТ И ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ, ПРОЙДЁТ ОНА ЛЕГКО ИЛИ ТРУДНО? И МОГУТ ЛИ ОБЛЕГЧИТЬ ЭТОТ ПРОЦЕСС «НУЛЕВЫЕ КЛАССЫ», ПОПУЛЯРНОСТЬ КОТОРЫХ СЕГОДНЯ НЕУКЛОННО РАСТЁТ?

— Начало обучения в первом классе — один из важнейших моментов в жизни ребёнка. Это обусловлено перестройкой социальных взаимоотношений личности с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками), а также необходимостью овладения новой социальной ролью — ролью ученика. Наряду с этим ребёнок должен приспособиться к школьным требованиям и порядкам, режиму дня, а также начать усваивать большой объём знаний в вербальной форме. Кардинальное изменение жизни является высокой физической, умственной и эмоциональной нагрузкой для ребёнка. Для гармоничной подстройки к новым социальным условиям и требованиям задействуются все адаптационные ресурсы детского организма. Поэтому именно степень физической и психологической зрелости ребёнка определяют успешность его адаптации к процессу обучения в школе. Здоровый семилетний ребёнок является физически зрелым, выносливым и работоспособным. К этому возрасту у него завершается функциональное созревание коры больших полушарий и нервных связей, которые обеспечивают аналитико-синтетическую деятельность, произвольность поведения, функциональное совершенствование второй сигнальной системы (речи), что является основой для становления логического мышления и формирования всех необходимых элементов учебной деятельности. Как правило, к семилетнему возрасту у ребёнка возникает психологическая готовность к школе — комплекс психических качеств, необходимых для успешного начала обучения. Наряду с интеллектуальной или умственной готовностью ребёнка к школе в виде совершенного наглядно-образного мышления, важным является наличие мотивационной готовности, т. е. устойчивой потребности усваивать новое в форме взаимодействия учителя и ученика, а также желании овладеть новым видом деятельности, которая может быть реализована только в школе. На фоне возросших психологических возможностей, он начинает тяготиться ролью дошкольника, стремится стать взрослым, предпочитает учебную деятельность как ответственное дело, к которому относятся с уважением, а привычная для него игровая деятельность становиться скучной и неинтересной. Первоклассник уже должен уметь управлять своим поведением (соблюдать принятые в социуме нормы и правила, слушать учителя, выполнять задание по определённому алгоритму в течение отведённого отрезка времени), что требует значительного волевого развития, предполагающего соподчинение непосредственных желаний и социально значимых мотивов. Наконец, чтобы обучаться в коллективе и найти в нём своё место, большое значение играет коммуникативная готовность: способность устанавливать отношения со сверстниками в процессе совместной деятельности, а также соблюдать определённые нормы поведения в процессе общения с учителем. К сожалению, в последние годы в силу различных причин всё больше детей рождается физиологически незрелыми, в связи с чем физически и психически неготовыми к обучению в школе. Даже при достаточном интеллектуальном уровне развития они как дошкольники непоседливы и непосредственны в поведении, на уроках медлительны, испытывают трудности сосредоточения внимания, быстро устают от целенаправленной умственной или эмоционально насыщенной деятельности, устают от большого количества людей, от длительного воздействия различных сенсорных раздражителей. Стандартная учебная нагрузка для таких детей оказывается чрезмерной, что негативно сказывается на их здоровье, психологическом состоянии и учебной мотивации. Отдельную группу составляют дети с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых должно осуществляться по адаптированной образовательной программе. Из сказанного выше ясно, что процесс адаптации ребёнка к обучению в школе определяется совокупностью факторов: состоянием здоровья, индивидуальными психологическими характеристиками, а также объёмом накопленного социального опыта, в том числе наличием определённых знаний, умений и навыков. Важнейшим условием предупреждения трудностей адаптации ребёнка к школе является регулярная комплексная оценка состояния его физического и психического здоровья, а при необходимости оказание своевременной медико-психо-лого-педагогической помощи. Комплексное сопровождение ребёнка с нарушениями здоровья в большинстве случаев позволяет избежать или сгладить трудности школьной адаптации за счёт создания оптимальных условий среды для физического и психического развития ребёнка. Как показывает многолетний опыт работы ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава Российской Федерации, для сохранения здоровья и успешной социализации детей, полноценной реализации их психического потенциала и предупреждения возникновения адаптационных трудностей все дети с нарушениями здоровья (от 0 до 18 лет) нуждаются в комплексном сопровождении педиатров и специалистов психолого-педагогического профиля (педагога раннего возраста, логопеда, дефектолога, детского и семейного психолога). Комплексная поддержка специалистов медицинского и немедицинского профиля и посещение различных организационных форм подготовки детей к школе (занятия в детском саду, нулевые классы, индивидуальные занятия с репетиторами), которые реализуются в системе образования, помогают подготовить ребёнка. Необходимо заметить, что очень многие родители огромное внимание уделяют развитию познавательных возможностей своих детей, причём с очень раннего возраста, и гораздо меньше заботятся о психологической и социальной зрелости/компетентности ребёнка, т. е. о гармоничном развитии личности. Предоставление ребёнку большого объёма знаний и механическое запоминание им разнообразной информации без формирования волевых качеств, мотивационной готовности, социальных и коммуникативных умений и навыков приводит к значительным адаптационным проблемам ребёнка в школе и в корне не способно предупредить их возникновение.

— АННА СЕРГЕЕВНА, ТЕПЕРЬ ВОПРОС К ВАМ. РАССКАЖИТЕ, КАКИЕ ЭТАПЫ ФИЗИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРЕНОСЯТСЯ РЕБЁНКОМ ОСОБО СЛОЖНО И КАК ПОМОЧЬ ЕМУ ИХ ПРЕОДОЛЕТЬ?

— Значительные адаптационные трудности в новых условиях обучения и социального общения испытывают первоклассники в первые 2–4 месяца. Эффект неопределённости, связанный с новой социальной средой вызывает у ребёнка с пока ещё небольшим жизненным опытом тревогу и ощущение психологического дискомфорта. Психические перегрузки и новый режим ломают прежние динамические стереотипы, что приводит к длительному физическому дискомфорту, который усугубляется психофизическими изменениями, связанными с этапом интенсивного роста. Изменения в поведении (например, он становится тревожным, капризным, раздражительным или пассивным) и ухудшение самочувствия (например, возникают жалобы на беспокойный сон, сниженный аппетит) могут наблюдаться даже у хорошо подготовленного к школе и физически зрелого ребёнка. Регулярно на протяжении учебного года (особенно в начале обучения, а далее через каждые 3-4 недели) даже здоровый ребёнок в силу высоких психофизических нагрузок начинает испытывать утомление, которое характеризуется снижением работоспособности, эмоциональной неустойчивостью, ухудшением успеваемости. Преодолеть периодически возникающие трудности помогут следующие действия: снижение психофизической нагрузки или предоставление ребёнку отдыха (каникулы, дневной сон или час отдыха после школы); правильная организация режима дня; корректировка питания и небольшое увеличение калорийности; эмоциональная поддержка, чуткое отношение значимых взрослых (педагога и родителей). Внимание близких к эмоциональному состоянию первоклассника, систематическая педагогическая поддержка, помощь в налаживании отношений со сверстниками и учителем, решение ситуативных бытовых проблем позволят ребёнку восстановиться, успокоиться, почувствовать уверенность в собственных силах.



— АННА СЕРГЕЕВНА, ТОГДА ПОЯСНИТЕ, КАКОВА ЖЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЕ? И ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА В ДЛИТЕЛЬНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА?

— Этот аспект глубоко и всесторонне изучался в ФГБНУ «Институт возрастной физиологии» РАО, и мы сошлёмся на мнение академика М. М. Безруких, что «для большинства первоклассников весь первый год проходит под эгидой адаптации». Процессы физической и социально-психологической адаптации тесно взаимосвязаны. Так, при завышенных психофизических нагрузках (если ребёнок постоянно устает, учебная, физическая, социальная и психологическая нагрузки чрезмерные, а требования взрослых превышают его реальные возможности) наблюдаются признаки истощения ЦНС. В зависимости от темперамента, одни дети становятся робкими и плаксивыми, другие — упрямыми, непослушными или слишком возбудимыми. При чрезмерной учебной нагрузке возникают и трудности в учёбе: нежелание делать уроки, снижение настроения, ложь и отказ от обсуждения школьной жизни с родителями. Наряду с этим у детей возникает соматизация эмоционального напряжения: учащаются жалобы на недомогание, боли в спине, животе и т. п. Согласно статистическим данным, у 15 % детей полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит, что вызывает высокой риск нарастания учебных и личностных трудностей ребёнка в дальнейшем.

— ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА, И СНОВА ВОПРОС К ВАМ. РАССКАЖИТЕ, КАК ОЦЕНИТЬ УСПЕШНОСТЬ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ? КАКИЕ КРИТЕРИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ УСПЕШНОСТИ АДАПТАЦИИ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СПЕЦИАЛИСТЫ И КАКИЕ — РОДИТЕЛИ?

— Согласно исследованию профессора А. Л. Венгера, об успешном процессе адаптации к обучению в школе могут свидетельствовать следующие психологические достижения и личностные характеристики ребёнка. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования и учебный материал воспринимает без особых проблем, глубоко и полно усваивает программу, справляется с поставленными перед ним учебными и житейскими задачами. Он прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной работе. Всегда готовится к урокам, вне зависимости от их направленности и степени сложности, выполняет охотно и добросовестно общественные поручения. Среди учеников у него есть друзья, и сверстники к нему относятся положительно. Таким образом, ребёнок адаптирован, если ему весьма комфортно быть в новой социальной роли ученика.

— ТОГДА ЗАКОНОМЕРНЫЙ ВОПРОС: КАКИЕ ЖЕ ПРИЗНАКИ МОГУТ УКАЗАТЬ НА ДЕЗАДАПТАЦИЮ РЕБЁНКА?

— О низком уровне адаптированности (дезадаптации) можно судить по следующим психолого-педагогическим характеристикам. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, часто наблюдаются снижение настроения и эмоциональная подавленность. Нередко отмечаются случаи нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебным материалом затруднена, к урокам он готовится нерегулярно, и поэтому необходим постоянный внешний контроль, систематическое напоминание и побуждение со стороны взрослого. Такие дети способны сохранить работоспособность и сосредоточить внимание только при предоставлении им дополнительного отдыха, а также при регулярной смене видов деятельности. Для усвоения нового материала им требуется больше времени, наглядная демонстрация алгоритма деятельности или образцы для подражания, т. е. значительная помощь учителей и родителей. Эта группа детей не готова к выполнению общественных поручений, т. к. структура деятельности у них ещё не полностью сформирована, и они нуждаются во внешнем руководстве, в связи с чем любые поручения они воспринимают без особого желания. Такие дети редко имеют близких друзей, с трудом ориентируются в социальных смыслах и содержании отношений между людьми, не могут запомнить все имена и фамилии одноклассников. Можно сказать, что трудности адаптации вызваны неготовностью ребёнка к овладению ролью ученика и процесс адаптации крайне тяжёл, в таком случае обучение в школе и усвоение программного материала требует больших психофизических затрат.

— И ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПРИЗНАКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ НАРАСТАЮТ?

— Школьная дезадаптация характеризуется выраженными трудностями обучения и нарушениями социальных контактов. При её продолжительном течении ситуация всё более усугубляется, возникает риск отклонений в развитии личности и ухудшения психического и физического здоровья. С целью профилактики нарастания адаптационных проблем родителям первоклассника на протяжении всего учебного года следует принимать активное участие в жизни и процессе обучения ребёнка, помогать ему справляться с любыми возникающими трудностями (учебными, эмоциональными, поведенческими, коммуникативными, социально-бытовыми). Чрезвычайно ценен систематический контакт взрослых с учителем ребёнка для согласования действий и своевременного устранения малейших признаков дезадаптации. При нарастании трудностей, связанных с обучением в школе, родителям следует обратиться к профильным специалистам (педиатр, невролог, дефектолог, психолог) для того, чтобы определить причины происходящего, а также меры, способствующие улучшению ситуации. В частности, такого рода помощь можно получить в ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Министерства Здравоохранения Российской Федерации.

КОММЕНТАРИЕВ НЕТ

Оставить ответ

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.