Новый год глазами ребёнка — DNA health
Magnemax

Новый год глазами ребёнка

История Нового года — волшебного праздника, которого ждут и взрослые и дети в большинстве стран мира, — насчитывает множество веков.

Изначально этот праздник являлся символом нового жизненного цикла, ожидания предстоящих событий, перемен, планирования будущего либо подведением итогов и анализа свершившихся достижений.

В привычную для нас дату — 1 января — Новый год начали отмечать в Европе после реформирования календаря римским императором Юлием Цезарем, который связал праздник с датой основания Рима и посвятил его двуликому Янусу — символу начал и возможности выбора. В России же 1 января стал считаться первым днём года только при царе Петре I, который в 1700 году подписал соответствующий указ о переносе празднования.

В настоящее время содержание и социальный смысл праздника в разных странах имеет свою национальную специфику. Однако, независимо от существующих различий, во всём мире приход нового календарного года рассматривается как прекрасный повод изменить свою жизнь, заняться новым делом, приобрести новых друзей. Традиции празднования, возникающие внутри разнообразных культур и имеющие свои особенности в каждой из них, многообразны, но есть и нечто общее для всех людей в мире — это единение с близкими людьми, чувство счастья, радости, надежды на лучшее будущее.

Как создать атмосферу самого ожидаемого праздника в году и ощущение новогодней сказки для ребёнка

Как известно, маленький ребёнок не понимает социальных смыслов важных общественных событий и отношения людей к ним. Восприятие происходящего, чувства и впечатления малыша, его отношение к окружающей действительности определяются эмоциональным состоянием и мнением о них взрослых. Именно родители наделяют ситуацию определённым смыслом, который постепенно передаётся ребёнку и присваивается им. Так, например, если подготовка к празднованию Нового года происходит на фоне конфликтов, ссор, взаимных обид, усталости и недовольства, смысл праздника для ребёнка будет связан именно с ощущением общей эмоциональной нестабильности и тревоги. В то время как общие планы, совместная деятельность, позитивный настрой всех членов семьи, проявление взаимного уважения к интересам и чувствам друг друга создают атмосферу гармонии, уверенности, спокойствия, ожидания чуда и положительных эмоций.

Таким образом, отношение ребёнка к празднованию Нового года последовательно формируется родителями и долгое время он воспринимает его их глазами. Общая атмосфера праздника складывается из событий, мероприятий, а также настроения взрослых людей во время торжества. Наполняющее дом эмоциональное состояние взрослых определяет чувства ребёнка во время праздника. Включение детей в процесс подготовки к празднику — украшение дома и ёлки, упаковка подарков, написание писем Деду Морозу, приглашение гостей и посещение близких, совместный просмотр мультфильмов и фильмов на тему Нового года, участие в предновогодних мероприятиях, приготовление блюд для праздничного стола — является важной частью создания праздничной атмосферы. При правильном отношении взрослых процесс подготовки к празднованию Нового года и сам праздник способствуют укреплению взаимоотношений между родителями и детьми, приобщают ребёнка к системе семейных ценностей, демонстрируют важность заботы, внимания к чувствам, потребностям и переживаниям близких людей, что и создаёт ощущение новогодней сказки в душе каждого ребёнка и взрослого.

Как объяснять существование Деда Мороза и новогоднего чуда

Дед Мороз — это символ жизненной силы, творческого начала, исполнения заветных желаний. Появление Деда Мороза в объективной реальности ребёнка чаще всего происходит в раннем детстве. Дети воспринимают существование волшебника как данность, часть жизни, поэтому объяснять им ничего не приходится. Встреча и общение с этим персонажем происходят по-разному: в одних семьях Дед Мороз кладёт ночью подарки под ёлку, чтобы дети нашли их утром, в других он приходит в гости и вручает сюрприз лично, кто-то пишет волшебнику письма, кто-то сам едет в гости к Деду Морозу. Воспитываясь в определённых семейных традициях, ребёнок каждый год попадает в ситуацию, которая разворачивается по определённым законам, но всегда завершается исполнением желания, переживанием радости и счастья. Именно осознание того, что при некоторых обстоятельствах заветное желание может стать реальностью, является основным смыслом сказочной ситуации. Важно не только обращать внимание ребёнка на существование у него различных желаний, но и разъяснять, что их достижение, в частности получение подарка, может быть реализовано различными способами, в том числе за счёт собственных усилий, например хорошего поведения, при котором могущественный человек, в данном случае Дед Мороз, может принять решение о том, что желание нужно исполнить, так как ребёнок его заслужил. Важно помнить, что сам подарок должен соотноситься с теми культурными ценностями, которые существуют в семье. Он содержит в себе социальный смысл или информационный код, который родители передают ребёнку. Поэтому в качестве подарка на Новый год не всегда стоит покупать наиболее популярную в настоящее время дорогую игрушку или телефон. Лучше обсудить с ребёнком возможные варианты, выбрать наиболее подходящий для вашей семьи в данный момент и именно его попросить у Деда Мороза. Это могут быть книги, коллекционные предметы, спортивные аксессуары, билеты на выставку или в театр, настольные игры для совместного семейного досуга и многое другое.

Осознание того, что Дед Мороз чудесным образом исполнит желание в случае приложения ребёнком определённых усилий, с одной стороны, предупредит формирование у него незрелого личностного отношения к ситуации, с другой стороны, ненавязчиво позволит понять, что исполнение желаний отчасти зависит от него самого, т. е. он и другие люди в какой-то степени волшебники. Обсуждение того, что ценно и важно, приобщает ребёнка к семейным ценностям, ориентирует его на получение удовольствия не только от приобретения вещей, но и от общения, совместной деятельности, возможности разделить радость с близкими.

Как подготовить ребёнка к тому, что Деда Мороза не существует так, чтобы он не потерял веру в чудеса и не испытал чувства разочарования

Обычно вопросом о реальности существования Деда Мороза дети задаются в возрасте 6-7 лет на этапе окончания дошкольного возраста и перехода к младшему школьному. Всё дошкольное детство существование Деда Мороза являлось для малыша объективной реальностью, однако на определённом этапе развития ребёнок начинает многое понимать, он уже умеет наблюдать, обобщать, делать выводы, проводить сравнения. У него возникает желание заглянуть в причину явлений, открыть для себя существующие связи между событиями и отношениями людей. То упорство, с которым дети задают взрослому разнообразные волнующие их вопросы, в том числе и о существовании Деда Мороза, далеко не случайно и является показателем гармоничного развития детской личности. В большинстве случаев детям достаточно даже самого краткого ответа, но который обязательно должен быть честным и бережным, таким, чтобы ребёнок не укрепил свои фантазии, но также и не столкнулся с реальностью слишком резко и быстро, а постепенно самостоятельно пришёл к выводу о том, что на самом деле Дед Мороз — это не реальный человек, а вымышленный персонаж, который дарит положительные эмоции. Следует разъяснить ребёнку, что люди, при наличии у них душевных потребностей и желаний, могут, как и Дед Мороз, исполнять мечты других и создавать ощущение сказки. Важно также поделиться с ребёнком своим опытом и познакомить его с существованием во многих культурах традиции одеваться в костюм сказочного персонажа и дарить от его имени подарки, посмотреть вместе фильм, в котором герои наряжаются соответствующим образом. Совместная подготовка подарков близким, разговоры о том, что мы можем стать волшебниками, делая сюрпризы тем, кого мы любим, постепенно приводит ребёнка к пониманию того, что главное — это не подарок от Деда Мороза, а возможность радовать других и радоваться за них, дарить тепло и внимание. Вместо сказочного деда у ребёнка остаётся образ, который олицетворяет  веру в возможность исполнения желаний, ощущение безусловного принятия, понимания и заботы. Всё это вместе с общей праздничной атмосферой сохраняет сказку и волшебство в душе ребёнка и уже взрослого человека на протяжении всей жизни.

 

Материал подготовила Афонина Мария Сергеевна

Медицинский психолог, научный сотрудник ФГАУ «НМИЦ Здоровья детей»

 

КОММЕНТАРИЕВ НЕТ

Оставить ответ

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.