Сенсорная интеграция: как научить ребёнка чувствовать правильно? — DNA health
porndish classy babe blows cock.
www.porndish.net

Сенсорная интеграция: как научить ребёнка чувствовать правильно?

Сенсорной системой, или анализатором, называют часть нервной системы, осуществляющую формирование ощущений и восприятий. Важен ли открываемый сенсорной системой мир ощущений и чувств для ребёнка? Безусловно! Причём если для здорового ребёнка он важен для формирования полноценной личности, то для детей с отставанием в развитии нормализация их сенсорной системы является одним из важнейших методов лечения их патологии. Об этом  сегодня читателям DNA health рассказывает Оксана Михайловна Тертычная, нейропсихолог клинико-диагностического центра «Медси» на Красной Пресне.

 

— Оксана Михайловна, расскажите,  пожалуйста, что такое сенсорная система ребёнка, как она формируется  и на что влияет?

— Сенсорная система — это часть нервной системы, которая осуществляет формирование ощущений и восприятий раздражителей внешнего и внутреннего мира. Сенсорная информация, которую организм получает с помощью сенсорных систем (анализаторов), имеет значение не только для организации деятельности внутренних органов и поведения соответственно требованиям внешней среды, но и является важным фактором психического развития малышей. Дело в том, что нейрофизиологические механизмы формирования ощущений и восприятий напрямую связаны с генерацией потенциалов действия в рецепторах и их проведением по афферентным путям в корковые центры — проекционные зоны соответствующих анализаторов. Сопоставление в нейронах коры наличной информации о физических свойствах раздражителя и информации о его значении, хранящейся в памяти, формируют как раз ощущения. Этот процесс наглядно может быть представлен в виде кольца, по которому проходит возбуждение: сенсорная кора (центр анализатора) — ассоциативные зоны коры — лимбико-гиппокампальный комплекс — мотивационные структуры гипоталамуса — возврат возбуждения в сенсорную кору. Восприятие формируется благодаря синтезу отдельных ощущений нейронами-детекторами и лобной коры, обеспечивающей важную аналитико-синтетическую деятельность.

Сенсорное развитие ребёнка начинается ещё в утробе матери на 21 день после зачатия. В перинатальный период начинают работать три базовые системы восприятия ощущений: вестибулярная (система поддержания равновесия), тактильная (система кожной чувствительности) и проприоцептивная (система кинестетического восприятия). 

Эти виды чувствительности функционируют на основе ощущений, которые  «считываются» внутри самого человека или в непосредственной близости от тела. Восприятие раздражителей, находящихся на расстоянии от тела, обеспечивают слух, обоняние, зрение. Они начинают активироваться на более поздней стадии внутриутробного развития и к моменту рождения ребёнка работают уже все анализаторные системы, однако в морфологическом и функциональном отношении они являются незрелыми. Созревание анализаторных систем завершается в разные сроки после рождения (в целом до 17–20 лет), но наиболее интенсивно оно в дошкольном возрасте.

Возрастные же особенности восприятия связаны главным образом с развитием коры головного мозга, и разные области её  созревают неодновременно. Если сенсорные зоны к моменту рождения могут осуществлять самый примитивный  анализ (формировать простые ощущения), то ассоциативные зоны созревают лишь после 3-4 лет. К 6-7 годам созревают таламокортикальные пути, а с 7 лет — таламофронтальная система, обеспечивающая включение в аналитико-синтетическую деятельность лобных долей. Сроки созревания нейронов-детекторов также различны, и этот процесс неоднороден.

— А что такое сенсорная интеграция?

— Разделение видов чувствительности и разные сроки их созревания не означает, что они могут работать отдельно друг от друга. Восприятие различных ощущений очень тесно переплетено. Все системы — как воспринимающие воздействие от внешнего мира, так и воспринимающие ощущения от собственного тела — всегда работают одновременно.

Сенсорная интеграция — это взаимодействие всех видов чувств, объединение конечной обработки сенсорных стимулов. Одним словом, когда нечто интегрировано, его части работают слаженно, как единая система.  Именно взаимодействие всех органов чувств предполагает упорядочивание ощущений таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на раздражители и действовать в соответствии с ситуацией. Ясно, что сенсорная интеграция является основой для успешного овладения сложными мыслительными операциями и правилами поведения в обществе.

—  Как сенсорная интеграция может способствовать развитию ребёнка?

— В современной жизни  трудно представить себе ребёнка, не пользующегося гаджетами.  И именно повышенная зависимость от телефонов, планшетов, компьютеров, изоляция от естественной природы, раннее академическое обучение, требования интеллектуализации привели к расширению границ дисфункции сенсорной интеграции в детской популяции. Ребята испытывают дефицит целенаправленной активности, их мозг не получает необходимой информации из правильных источников. В итоге это отрицательно сказывается на развитии высших психических функций: восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи. 

 

Симптомами нарушения сенсорной интеграции, на которые стоит  обратить внимание любящим родители, следующие:

  • неприятные ощущения от прикосновения к предметам с определённой фактурой и консистенцией (песок, каша, пластилин);
  • повышенная или пониженная чувствительность к факторам окружающей среды (звук, свет, запах);
  • нарушения в моторной сфере (неумение держать ложку, неправильный захват карандаша, странности при манипулировании ножницами,  сложности в ловле и бросании мяча, отказ от велосипеда, неспособность его освоить);
  • избегание катания на качелях, каруселях или, наоборот,  чрезмерное увлечение этими играми;
  • повышенная или пониженная двигательная активность;
  • подозрительная быстрая утомляемость;
  • импульсивность, трудности с  концентрацией;
  • нарушения в речевом развитии;
  • проблемы в овладении навыками письма и чтения;
  • слабая организация поведения, сложности планирования.

 

Собственно, это самые распространённые признаки, которые встречаются при нарушении сенсорной интеграции. Но точную причину их появления сможет установить исключительно специалист после проведения тщательной диагностики и сбора подробного анамнеза. Если потребуется лечебный курс, то он будет, разумеется, назначен. Целью таких терапевтических занятий является компенсация определённых диагнозом нарушений и расстройств чувственной интеграции. В ходе занятий ребёнка побуждают и направляют на выполнение действий, которые станут высвобождать и провоцировать эффективные реакции на сенсорные стимулы. Степень сложности этих упражнений будут  постепенно возрастать таким образом, чтобы требовать от ребёнка более организованных и прогрессирующих реакций.

 

— Можно ли применять методы сенсорной интеграции у детей с отставанием в развитии  и у детей с нормальными показателями развития?

— Терапия сенсорной интеграции является обязательной при работе с детьми, имеющими диагноз РАС и ДЦП. Также она широко применяется у детей с синдромом Дауна, умственной отсталостью, задержкой психомоторного развития.  Наряду с этим она эффективна для детей с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания. Кроме того, данная терапия рекомендуется детям с трудностями в обучении, такими как дислексия и дисграфия.


Справка DNA health

Расстройство аутистического спектра (сокр. РАС,
аутизм, первазивное расстройство развития, детское дезинтегративное расстройство, синдром Аспергера) — нейроонтогенетическое расстройство психического развития, которое наступает в младенчестве или детстве. Включает три основных признака: дефицит способности начинать и
поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи, ограниченные интересы, часто повторяющиеся поведенческие действия.

 

 

— Какие методы сенсорной интеграции используются для предупреждения нарушений чтения и письма у дошкольников?

— Овладение чтением и письмом обязательно требует сбалансированной работы всего мозга. Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы. Мозг детей не справляется с обработкой информации, поступающей от органов чувств: зрения, слуха, тактильной, вестибулярной, проприоцептивной систем. То есть ребёнок не может одновременно слушать инструкцию на уроке, записывать, выполнять задания и реагировать на вопросы. Поэтому он часто теряет строку при чтении, не понимает смысла прочитанного и т. д. У многих детей, сталкивающихся в школе с учебными затруднениями, есть трудности с удержанием равновесия, проблемы с координацией движений, с соизмерением усилий, которые необходимо приложить для выполнения того или иного действия, и пр. Надо заметить, что,  к сожалению,  этим трудностям родители не всегда уделяют должного внимания,  порой не замечают каких-то небольших отклонений, а ведь нарушение базовых функций, мешают мозгу осваивать более сложные, «продвинутые» виды деятельности, такие как речь, чтение, письмо. Мозг вынужден тратить слишком много сил, времени и энергии на контроль положения тела и регуляцию простых движений. Поэтому так важно помочь ребёнку сенсорно интегрироваться как раз в базовый, дошкольный период. И понятно, что чем раньше обнаружатся нарушения, тем более эффективной будет терапия. Таким детям показаны, например, упражнения на развитие тактильной, вестибулярной чувствительности, осознания пространства и границ своего тела, развитие билатеральной координации, правильного дыхания, особых движений глазных яблок и увеличение поля зрения. Данные задачи реализуются с использованием разнообразных устройств и вспомогательного терапевтического оборудования: качелей, брёвен, платформ, роликовых досок, гамаков, лабиринтов. Главное, надо помнить, что эта проблема решаема, тем более если взяться за неё комплексно и под присмотром профессионалов.  

КОММЕНТАРИЕВ НЕТ

Оставить ответ

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

hairy teen masturbates.hot nudes