Половое воспитание, по мнению психологов и врачей, крайне важно для детей и подростков. Между тем эта тема нередко вызывает чувство неловкости и стыда. И вроде бы написаны десятки книг, выпущены тысячи фильмов, а всё равно это пока барьер в общении между родителями и ребёнком. О чём стоит разговаривать с подростком, а какие темы лучше не поднимать? Как правильно донести информацию? Об этом поговорим с заведующей лабораторией специальной психологии и коррекционного обучения центра психолого-педагогической помощи в педиатрии ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России кандидатом психологических наук Свиридовой Татьяной Васильевной.
— Татьяна Васильевна, расскажите, пожалуйста, как происходит психосексуальное развитие детей?
— Большое спасибо за то, что пригласили побеседовать с вами на столь актуальную для родителей и подростков тему.
Половая идентичность — это важнейший аспект личности, проявляющийся в виде переживания и осознания человеком принадлежности к полу, его физиологических, психологических и социальных особенностей. Формирование половой идентичности у ребёнка происходит в процессе освоения новых социальных ролей, норм, а также в ходе воспитания благодаря дифференцированному отношению к нему взрослых. Оно проявляется во всём: в требованиях, которые предъявляют родители к детям, поощрениях и наказаниях в зависимости от пола. И здесь важна роль взрослого, ведь он носитель социокультурных ценностей, пример правильного поведения и ориентир для идентификации ребёнка.
С раннего детства у детей постепенно расширяется объём знаний о себе, в том числе о половых признаках, различиях в строении тела и физиологии полов. Уже к 3-4 годам у ребёнка появляется способность различать свой пол по внешним критериям и складывается осознание своей половой принадлежности. Примерно к 6-7 годам дети понимают, что определённые качества и поведение соответствуют или не соответствуют социальным ожиданиям к их половой роли (например, девочки красивые и прилежные, а мальчики сильные и озорные). К 10 годам дети уже знакомы с первичными и вторичными половыми признаками, примерно представляют, как происходит процесс беременности и родов. А вот активное развитие психосексуальной ориентации и окончательное становление половой идентичности происходят только в подростковом возрасте.
— Тогда начнём с раннего детства. Как вы думаете, стоит ли отвечать на вопрос: «Откуда берутся дети?» — максимально приближённо к правде, ведь чаще всего родители рассказывают об аисте или капусте?
— В общении о столь деликатных темах с дошкольниками необходимо соблюдать два правила. С одной стороны, не стоит торопить события. Не нужно знакомить малыша с тем, о чём он не спрашивает и в силу возраста ещё не может понять. Излишние откровения могут быть для ребёнка шоком, нанести ему психологическую травму и впоследствии развить у него комплексы в отношениях с противоположным полом. С другой стороны, всегда лучше говорить правду. В дошкольном возрасте дети начинают активно познавать социальные отношения в семье, в том числе им важно знать, почему у них может появиться маленький братик или сестричка. Взрослым стоит рассказать о том, что такое семья, что дети появляются, когда родители любят друг друга, заботятся и хотят жить вместе. Это познакомит ребёнка с окружающим миром и палитрой человеческих отношений.
— С какого возраста родителям стоит проводить введение в «личную жизнь» для своих детей?
— Симпатия к другому человеку может возникнуть у ребёнка довольно рано. Не секрет, что многие люди влюбляются в дошкольном возрасте и помнят о своей первой любви всю жизнь. С ранних лет взрослым стоит уважать чувства ребёнка, обращать его внимание на особенности поведения и качества, которые ему нравятся в людях, учить его социально приемлемым способам реализации потребности во внимании, заботе о другом человеке. На мой взгляд, с этого и начинается введение в «личную жизнь». Возможность беседовать на столь интимные темы со значимым взрослым позволит ребёнку научиться глубже понимать себя и других, делать выбор близких друзей более осознанным.
— Если говорить о сексуальном воспитании в школе, то это лучше делать в начальных классах, средних или старших? И кто должен вести эти разговоры: учителя, родители или медицинские сотрудники?
— Здесь идёт речь о комплексном подходе. Основы нравственного, полового и гигиенического воспитания детей закладываются в семье, поскольку родители являются главными носителями ценностей для ребёнка. Пропагандируя и демонстрируя позитивный родительский опыт, ответственное отношение к детям, взрослые становятся верными ориентирами для подростков в плане развития половой и личностной идентичности, готовности молодёжи к будущему родительству.
Задачу полового воспитания школьников родителям помогают решать педагоги. Во многих школьных предметах затрагиваются вопросы о семье и семейных ценностях, взаимоотношении между полами, репродуктивной функции («Окружающий мир», «Обществознание», «Биология»).
Важную роль в организации сотрудничества школы и семьи в вопросах нравственного воспитания детей играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько члены семьи будут включены и разделят политику и ценности общественного воспитания, транслируемые детям школой.
Медицинские работники осуществляют профилактическое информирование школьников в вопросах полового воспитания, сохранения репродуктивного здоровья. Сотрудничество семьи и специалистов (педагогов, медработников) в вопросах воспитания и обучения школьников вооружает близких ребёнка знаниями о сохранении здоровья, основах подростковой педагогики и психологии, оптимизирует детско-родительские отношения, повышает их авторитет.
Так преемственность семейного и общественного воспитания, системный подход позволяют подготовить ребёнка ко взрослой жизни.
— Татьяна Васильевна, какие темы, на ваш взгляд, обсуждать с детьми необходимо?
— При переходе в среднюю школу на уроках биологии, классных часах педагоги знакомят школьников с происходящими в их организме изменениями, которые затрагивают все органы и системы (дыхательную, кровеносную, мышечную, нервную, гормональную, половую) и подробно обсуждают основные гигиенические рекомендации для школьников по питанию, физической активности, режиму психофизической нагрузки, в том числе по режиму дня, оптимизации интеллектуальной и физической нагрузки, использованию гаджетов. Это способствует формированию у детей понимания о бережном отношении к своему здоровью и организму.
Особое внимание уделяется вопросам, связанным с внешностью, так как эта тема является чрезвычайно актуальной для подростков.
Подростков необходимо знакомить с правилами ухода за лицом, чтобы предупредить возможные осложнения, связанные с появлением угрей, за кожей подмышек и ног для устранения неприятного запаха и появления гнойничков.
Приучая подростков к систематическому уходу за собственной внешностью (волосы, тело, ногти), полезно поощрять попытки школьников соответствовать модным тенденциям и обращаться за помощью к профессионалам. Это не только убережёт молодёжь от рискованных экспериментов с собственным телом, но и снизит риск возникновения негативных последствий для здоровья.
Полезно также научить подростков самостоятельно подбирать себе одежду и обувь, ориентируясь прежде всего на их функции: защиту тела, удобство, отсутствие вреда.
В период начала полового созревания чрезвычайно важно познакомить подростков с такими физиологическими процессами, как менструация и поллюция, а также со связанными с ними правилами гигиены.
Хотелось бы подчеркнуть, что отсутствие своевременных знаний у школьников в этой области может вызывать сильные переживания вплоть до формирования негативного образа я, появления чрезмерных опасений за свою жизнь и здоровье. Поэтому до наступления менструации девочек-подростков необходимо проинформировать о причинах появления менструации, характере её протекания, психологических и физиологических предвестниках, познакомить с основными правилами гигиены в эти дни. Желательно, чтобы эта информация исходила от мамы девочки, но также возможно участие других близких взрослых, учителя, медицинского работника. Как правило, до полного установления цикла (в течение года) девочке требуется кураторство близкого взрослого и специалиста в вопросах подбора средств личной гигиены, соблюдения теплового режима, определения посильной психофизической нагрузки, развития умения объективно оценивать своё физическое состояние.
Мальчиков-подростков важно познакомить с явлениями поллюции, проинформировать их о физиологическом характере ночных и утренних эрекций, обучить правилам мужской гигиены. Лучше эта информация будет воспринята от папы.
В старшей школе папам и авторитетным педагогам важно поговорить с юношами о сексуальном влечении как о природной особенности организма, а также о социально приемлемых способах его самоконтроля, положительных и отрицательных сторонах мастурбации. В связи с высокой эмоциональной значимостью этой информации для подростков столь интимная тема должна быть предъявлена взрослым школьникам в подгруппах однополых сверстников в виде научных фактов, без личной оценки.
— Тогда о чём с ребёнком разговаривать всё же не стоит, чтобы не травмировать психику?
— Не стоит знакомить ребёнка с тем, о чём он не спрашивал, излишне детализировать физиологические процессы. Особенно вредно давать негативные оценки симпатиям ребёнка, стыдить его, подшучивать над ним либо делиться собственным негативным опытом отношений. Всё это может психологически травмировать ребёнка и подорвать доверие в отношениях. Предупреждая преждевременное развитие половых отношений, взрослым недопустимо проявлять чрезмерную подозрительность, запрещать проводить время со сверстниками противоположного пола, чрезмерно контролировать личную жизнь подростка. Это вызывает лишь негативные реакции и поведение противоположное желаемому.
Не стоит также обсуждать с девушками возможное наступление беременности как постыдное явление. В случае наступления беременности многие девушки испытывают моральное давление со стороны социального окружения, лишены поддержки близких, что не даёт им возможности сделать правильный для своей дальнейшей жизни выбор. Поэтому лишь чуткое и снисходительное отношение взрослых (родителей, учителей, медицинских работников), готовность помочь и поддержать позволят сохранить атмосферу доверия в отношениях и станут основой профилактики криминальных абортов и последующего бесплодия.
Особое место занимает проблема развития половой идентичности подростков, у которых совокупность генетических, морфологических, физиологических и психологических особенностей приводит к их ситуативному либо выраженному рассогласованию. Заблуждения взрослых в причине проблемы либо руководство стереотипами при выборе стратегии воспитания могут существенно усугубить ситуацию и привести к серьёзным адаптационным трудностям ребёнка вплоть до суицидальных попыток. В таких случаях стоит обратиться к специалистам.
— Что касается контрацепции, с какого возраста актуально об этом говорить? Какие примеры стоит или не стоит приводить?
— Несмотря на возможные побочные последствия (привлечение интереса к теме половых отношений), с наступлением половой зрелости подросток должен знать от взрослых о готовности организма к репродукции и обладать исчерпывающей информацией о способах предохранения, особенностях использования различных противозачаточных средств.
Согласно руководству ЮНЕСКО (2010) важно, чтобы при возникшей необходимости старшеклассники знали, как и где покупать противозачаточные средства и средства личной гигиены, умели ими пользоваться.
Поскольку при возникновении проблем подростки зачастую не знают, куда обратиться, либо избегают обращения за помощью в гинекологические и андрологические службы (например, в силу стыдливости либо социальной незрелости), целесообразно заранее их познакомить с работой специалистов медико-социальных служб по месту жительства (например, организовать экскурсию либо встречу со специалистом на классном часе).
Кроме того, молодые люди должны иметь общие представления об инфекциях, передающихся половым путём, и знать, где в их регионе находятся центры ВИЧ/СПИД, в которых можно анонимно сдать медицинские тесты и получить, в случае необходимости, медико-социальную поддержку.
— Сейчас очень много информации дети получают из социальных сетей. Подчас половая жизнь у подростков начинается очень рано в угоду виртуальному общественному мнению. Также это влияет на вопросы предохранения от половых инфекций. Как родителям и врачам бороться с этой проблемой?
— К сожалению, такое явление встречается. И оно практически всегда обусловлено в большей степени нехваткой семейного воспитания и недостаточным родительским контролем, чем дезориентирующей информацией соцсетей.
Безусловно, родителям стоит позаботиться о введении ограничений на просмотр заведомо вредоносных сайтов и фильмов (например, путём настройки функции родительского контроля), научить ребёнка распознавать опасный контент. Однако это не убережёт детей от всего потока негативной информации. Гораздо важнее, взрослому иметь с подростком доверительные отнощения. Тогда информацию, которую получает ребёнок извне, он сможет обсудить, уточнить и перепроверить в беседах с авторитетным взрослым, а в случае возникновения затруднений обратиться к специалистам.
Родителям и педагогам стоит интересоваться увлечениями подростков, создавать условия для дружеских споров и обсуждений, чтобы молодой человек смог присвоить себе верные нравственные ориентиры и иметь объективные данные об интересующих его вопросах, в том числе связанных с половыми взаимоотношениями. И конечно, не следует пренебрегать организацией свободного времени подростков и вовлекать их в общественно полезную и посильную трудовую деятельность, чтобы они могли реализовать свою потребность в общении со сверстниками и проявлении взрослости социально приемлемым способом.
— Но ведь сейчас информация действительно открыта, всё в широком доступе. Как повысить эффективность бесед в школе и заинтересовать детей?
— На сегодняшний день накоплен богатейший опыт и научной, и практической работы с детьми по половому воспитанию
Система поддержки старшеклассников должна прежде всего способствовать формированию ответственности при построении отношений, личностному самоопределению и системы ценностей, комплексной подготовке по вопросам сохранения собственного, в том числе репродуктивного здоровья, обеспечению знаниями по воспитанию будущих детей, детской психологии, нормального и аномального развития детской психики, подготовке к семейной жизни (домоводство, основы этики и психологии семейной жизни). На наш взгляд, стоит оптимизировать подачу самого материала подросткам.
Профилактические и формирующие образовательные программы должны быть разработаны таким образом, чтобы учащиеся не только получали необходимую информацию, но и могли в процессе самостоятельной деятельности применить знания и способы здорового образа жизни, ощутить их пользу и удовольствие от их соблюдения. Только в практической деятельности у школьников формируется потребность, привычка и причастность к этому стилю жизни, т. е. жизненные ценности и мотивы. В этом случае эффективными будут такие формы обучения, как проектная деятельность, ролевые игры, просмотр учебных фильмов с их последующим обсуждением. В зависимости от их тематики они могут быть проведены в классе либо подгруппах.
— Всё-таки в каком возрасте сегодня можно считать, что подросток готов к началу половой жизни?
— В настоящее время прослеживается тенденция к акселерации физического и полового развития детей. Вторичные половые признаки появляются раньше, снижается возраст возникновения менструальной функции. Физиологически организм готов к началу половой жизни и деторождению примерно в 17–20 лет. При этом психологическая зрелость, готовность нести ответственность, быть родителем редко достигается к 18-летнему возрасту, а чаще появляется в 21 год или даже в 25 лет. Этот разрыв между физиологическим и психологическим созреванием является источником многих проблем взросления и объясняет необходимость поддержки молодёжи родителями и специалистами в вопросах половых отношений.
В связи с этим большое значение приобретает грамотное и своевременное половое воспитание и просвещение школьников, для чего необходима интеграция усилий семьи, школы и медицинского учреждения.
— Татьяна Васильевна, можете дать какие-то рекомендации относительно книг или фильмов для детей, чтобы это было одновременно и интересно, и научно обоснованным?
— Произведений про первую любовь очень много. Критериями выбора являются: наличие глубоких человеческих ценностей и искренность автора. Художественное произведение должно показывать не просто «механистические» аспекты любви, а то, как должны быть устроены отношения между партнёрами, как надо ценить, заботиться и ответственно относиться друг к другу. Не менее важно, чтобы автор не «назидал», а передавал чувства и эмоции, которые испытывает человек во время влюблённости. На мой взгляд, лучше всего обращаться к классикам. Никто не описал первые чувства и переживания лучше В. Шекспира, А. Толстого, И. Бунина, И. Тургенева. Подростки с удовольствием анализируют чувства сверстников, сравнивают их со своими. Они осознают психологическую близость с главными героями, и это позволяет им приобрести жизненный опыт и сделать определённые выводы. Полезно вместе с детьми смотреть фильмы про подростковые отношения. Например, «Вам и не снилось» — культовый фильм про первую любовь по произведению Галины Щербаковой. Картина чётко показывает противоречия между социальными условиями, установками родителей и глубокими первыми чувствами подростков.
И конечно же, всегда перед глазами у детей личный пример родителей. Их отношение друг к другу, близким и есть, пожалуй, один из главных факторов благополучного личностного развития ребёнка.
В помощь родителям хочу порекомендовать книги-бестселлеры по воспитанию подростков: Юлия Борисовна Гиппенрейтер «Воспитание подростка», Игорь Семёнович Кон «Введение в сексологию», Мишель Кле «Психология подростка. Психосексуальное развитие», Роберт Т. Байярд, Джин Байярд «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей», Адель Фабер и Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили».